Воспоминания о Е.Л. Чистякове
ЖИЛ НА СВЕТЕ КАПИТАН
Чистяков Евгений Леонидович – видный общественный и политический деятель Республики Саха (Якутия), спокойный, рассудительный, талантливый руководитель, обладающий незаурядными деловыми и высокими человеческими качествами. Всей душой он любил наш суровый северный край, великую реку Лена. Обеспечивая выполнение государственного заказа по доставке грузов на всей обширной территории Северо-Востока России, Евгений Леонидович сделал многое для улучшения жизни якутян.
На любом посту – на капитанском мостике, в советско-партийной системе, в качестве председателя Госкомитета по транспорту и связи, первого заместителя министра транспорта и связи Республики Саха (Якутия), возглавляя флагман речного флота Якутии ОАО «ЛОРП» – он всегда оставался настоящим капитаном, будучи адмиралом речного флота!
Чистяков Е.Л. является инициатором создания Тиксинского транспортного узла в восточном секторе Арктики. Главной задачей в то время, да и сегодня продолжает оставаться задача сохранения Тиксинского морского порта, проблемы и трудности которого связаны с несовершенством законодательства в сфере транспорта, налогообложения. Несмотря на это, у него есть большие перспективы. Развитию Северного морского пути было уделено особое внимание в Концепции развития транспортного комплекса республики. Здесь работают квалифицированные специалисты, накоплен богатый опыт. Сегодня огромный интерес к Северному морскому пути проявляют деловые круги Японии, Китая, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Евгений Чистяков уделял пристальное внимание повышению уровня и качества кадровой работы путем укрепления структурных подразделений профессиональными специалистами. Он очень трепетно относился к своей альма-матер – Якутскому речному училищу, настоящей кузнице кадров, взрастившей для речного флота Лены легендарных капитанов, крупных руководителей, специалистов, внесших весомый вклад в развитие экономики Якутии.
Вместе Е.Л. Чистяковым в 1959 году окончили речное училище Ю.В. Кайдышев, В.М.Лисовский, Ю.А.Кочетов, имена которых вписаны золотыми буквами на страницах истории речного пароходства. Так, Юрий Кайдышев прошел путь от помощника механика до министра внутренних дел республики, Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), президента акционерной судоходной компании «ЛОРП». От него «эстафетная палочка» руководителя ОАО «ЛОРП» была вручена Евгению Чистякову.
Сегодня ученым-мерзлотоведам всего мира известно имя Виктора Васильевича Шепелева – однокурсника Евгения Чистякова, доктора геолого-минералогических наук, академика, заместителя директора по научной работе Института мерзлотоведения им.П.И.Мельникова Сибирского Отделения Российской Академии наук, главного редактора журнала «Наука и техника в Якутии». Именно из-за проблем криолитозоны, изучением которого занимается Виктор Шепелев, произошло обрушение старого здания Якутского речного училища. Об этом и о многом другом можно узнать, побывав в Музее речников, которое находится в «Доме под алыми парусами» – главном корпусе Речного училища, строительству которого приложил много усилий и Евгений Чистяков.
В жесточайших условиях финансового кризиса 90-х годов Е.Л.Чистяков уверенным курсом вел ЛОРП и сумел сохранить целостность и работоспособность предприятия. И это несмотря на острые вопросы обеспечения пароходства трудовыми ресурсами, пик которого пришелся на 2001 год. И только благодаря личности руководителя, авторитета человека-легенды социальная напряженность не сказывалась на доставке грузов в ходе навигации. Евгению Леонидовичу удалось сохранить преемственность, продолжая удерживать Ленское объединенное речное пароходство в ряду ведущих производственных предприятий республики.
В памяти на всю жизнь остаются встречи с работниками Жатайского судоремонтно-судостроительного завода в конце 90-х-начале 2000-х годов, когда зарплаты не выплачивались месяцами. Нужны были поиски нестандартных решений для занятости работников. Именно в те трудные годы Жатайский завод освоил выпуск 40-тонных паромов с движетелем приводности от трактора МТЗ-82, который был востребован на малых реках предприятиями потребкооперации, сельскохозяйственными кооперативами.
В те годы были использованы последние возможности закладки и строительства наливных барж на Осетровской судоверфи. В Жатае был открыт рыбоконсервный цех, где успешно производилась упаковка в банки рыбной продукции – щука, ряпушка, окунь, которые пользовались большим покупательским спросом.
Выдающимся достижением Е.Л. Чистякова было то, что в начале 2000-х годов было принято смелое решение построить СЛИП – уникальное сооружение для подъема в ремонт судов Ленского бассейна. Причем, при строительстве СЛИПа были использованы новейшие технологии по выморозке установки опорных элементов.
Следует отметить также разработку и реализацию программы реновации и восстановления флота, которая и сейчас является основанием для поддержания годности судов. Вспоминается и то, как в Татарстане был приобретен скоростной теплоход с гордым названием «Лена».
Благодаря Евгению Леонидовичу в кратчайшие сроки был подготовлен и поставлен дополнительный тоннаж флота для выполнения государственного директивного заказа по интенсивному завозу трубной продукции и оборудования на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». При жестком административном давлении со стороны заказчика, не позволяющем использовать обоснованные тарифы на перевозку, практически с нулевой рентабельностью государственная задача была выполнена: все грузы доставлены своевременно в установленные сроки.
Участие в этой эпопее значительно подорвало силы уважаемого мною Евгения Леонидовича. Я считаю, что ему досталась нелегкая доля. О нем бы я сказал строками из знаменитого стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова:
«– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля»,
Республике было бы значительно тяжелей!
Эти слова относятся и к соратникам Евгения Леонидовича Чистякова, преждевременно ушедшим из жизни – Юрию Васильевичу Кайдышеву и Юрию Анатольевичу Долженко – простым русским парням, получившим профессиональное образование в Якутском речном училище и связавшим свою судьбу с рекой Лена, якутским краем, ставшим им второй родиной.
В 90-е годы и первые десятилетия XXI века Юрий Кайдышев, Евгений Чистяков, Юрий Долженко являлись олицетворением высочайшего профессионализма. Это были три Айсберга! Три Ленских богатыря-красавца, снискавших своими добрыми делами заслуженную благодарность и признательность власти и народа! Свидетельством этому являются их высокие награды.
Личный вклад Евгения Леонидовича Чистяков в социально-экономическое развитие Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) оценен по достоинству. Он является кавалером орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почетным работником транспорта России, кавалером ордена Республики Саха (Якутия) «Полярная звезда», Заслуженным работником народного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Светлое имя Евгения Леонидовича Чистякова увековечено на мемориальной доске на фасаде здания ЛОРП, памятном камне на Аллее капитанов в поселке Жатай. Его имя присвоено Майской средней общеобразовательной школе и улице в его родном селе Покровка Амгинского улуса.
В памяти и сердцах своих друзей и коллег он остался внимательным, мудрым и порядочным человеком, умеющим работать на перспективу, настойчиво добивающимся поставленных целей. Как руководитель, Е.Н.Чистяков уважительно относился к людям труда. Яркое свидетельство этому – то, что возглавив ЛОРП в 1994 году, он первым делом способствовал возведению стелы основоположникам регулярного судоходства на великой сибирской реке Лена. Здесь, на берегу городской протоки, в свой профессиональный праздник якутские речники отдают дань уважения и памяти всем ветеранам флота.
Плывут пароходы – привет Чистякову!
Пройдут речники – салют Чистякову!
Попутного ветра всему Ленскому флоту и 7 футов под килем!
Членов Владимир Михайлович
Президент Союза «Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия)»,
народный депутат Республики Саха (Якутия);
в 1998-2010 годах министр материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия),
заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
г. Якутск, октябрь 2015 года
Бег времени не умолим. Уходят дни, месяцы, годы. События минувших дней отдаляются, теряют детали, забываются лица коллег, партнеров. Стираются в памяти их фамилии, имена теряют образы. Но никогда не забудутся те, с кем служил Ленскому Флоту, решая многочисленные производственные задачи, деля радость побед и горечь неудач вместе со, ставшим за сорок лет по настоящему родным, коллективом. Жизнь ленских речников никогда не была легкой: динамичный, напряженный труд на зимнем судоремонте и в навигационный период, в авральном режиме экспедиционного завоза, в небывалые наводнения и мелководья, и суровый нрав Северного Ледовитого океана, и зимовки на случайных отстоях, аварии... Ко всему этому, тем, кто работал на рубеже веков, пришлось пережить коренную ломку всех и вся. Нет той страны, нет единого водно-транспортного комплекса, способного единовременно принять на борт до полутора миллионов тонн всевозможных грузов, обслуживающего перевозками одну треть территории Союза. Нас было около пяти тысяч, принявших на себя смелость носить это по истине Великое и Славное имя - Ленское Объединенное Речное Пароходство.
В острой конкурентной борьбе, сохранив кадровый и технический потенциал, мы выстояли и доказали жизнеспособность нашего предприятия - в любых условиях выполнить принятые обязательства по обеспечению грузами огромного региона. Особая заслуга в достижении этих результатов принадлежит руководителям пароходства, которые являясь профессионалами своего дела и патриотами отрасли и территории, определяли курс и обеспечивали продвижение к намеченным целям.
Евгений Леонидович Чистяков более пятнадцати лет возглавлял предприятие, в котором прошел все ступени роста от помощника капитана до директора Жатайского судоремзавода, был выдвинут на партийную работу, а потом возглавлял республиканские органы по транспорту и связи. Он вернулся в пароходство в нелегкие времена и, отдавая накопленный опыт практической работы,все силы, энергию и время, успешно решал вопросы перспективного развития производства, бытовой и социальной жизни коллектива.
Продолжая традиции предыдущих руководителей, он всемерно содействовал формированию и укреплению кадрового состава, филиалов и Управления. Постоянно общаясь с командирами флота и специалистами подразделений, он знал как живет каждый коллектив, его проблемы, сильные и слабые стороны, опираясь на коллективный разум, искал и находил решения насущных проблем.
При этом он постоянно говорил о том, что главная заботы наша - флот и комсостав. Они - основа нашего благополучия. И добивался в условиях острого дефицита финансовых ресурсов выделения средств не только на поддержание техсостояния судов, но и их модернизацию и строительство новых. Евгений Леонидович пользовался огромным авторитетом среди работников пароходства, предприятий грузовладельцев и судоходных компаний, у руководства и общественности Республики.
Он был требователен в первую очередь к себе и от нас требовал творческого и инициативного выполнения принятых решений.
Отдавая всего себя работе, Евгений Леонидович никогда не забывал уделять время своей семье - был всегда любящим мужем, отцом и дедом.
Невозможно в короткой статье описать множество поистине великих дел и мероприятий, выполненных под руководством и непосредственном участии Евгения Леонидовича Чистякова. Думаю, что описание его жизни и достижений достойно отдельной книги.
Слишком коротка человеческая жизнь, но стоит на берегу Лены, в Жатае капитан у штурвала, рядом с Аллеей Капитанов, учатся в новых школах ребятишки а Пеледуе и Покровке, работает реконструированный Жатайский слип, стремительно рассекает волну теплоход "Лена", а над речными просторами звучит гимн "Ленского Объединенного Речного Пароходства! Это малая толика его трудов.
Спасибо Вам, Евгений Леонидович за все!
Первый заместитель Генерального директора ОАО ЛОРП (1993-2011) Зыков А.В.
Имя Евгения Леонидовича Чистякова широко известно речникам Ленского бассейна. Мне посчастливилось работать в коллективе, у руля которого многие годы стоял Евгений Леонидович. Он удивительно быстро завоевывал авторитет и вызывал уважение окружающих. Ему удалось создать отличный микроклимат в коллективе, не было напряжения и сутяжничества. В критических ситуациях мог проявить жесткость, если Чистяков ругает, значит за дело. Его отличали высокий профессионализм, не стандартность мышления, свой особый «чистяковский подход» к решению сложных технических задач. Вся его жизнь была посвящена речному транспорту, строительству и развитию промышленного производства. В силу огромной территории Республики Саха (Якутия), сопоставимой по площади с территорией европейской части России и минимальной транспортной доступностью, именно водный транспорт является несущим звеном в транспортом процессе по завозу грузов , особенно в районы Крайнего Севера. Евгений Леонидович, как никто другой, понимал это. За период с 1995 года, невзирая на финансовые трудности, пароходство основной упор делало на переоборудование. Для выполнения работ по реновации судов, только благодаря Е. Л. Чистякову, его напористости и таланту руководителя, мы приступили к модернизации слипа на Жатайском заводе, которая позволила нам поднимать все типы судов, работающих в Ленском бассейне для проведения качественного ремонта. Сооружение расположено в особо суровой климатической зоне, поэтому при проектировании учитывались все реальные факторы на площадке. Был применен ряд новейших технологий. Структура слипа, собранная по мостовой схеме оказалась единственной в своем роде. Впервые в практике Российского гидротехнического строительства велась установка подводных мостов с заменой бетонных балок на металлические. Строительство практически нового слипа это мощный рывок в обновлении береговой базы Жатайского завода, основного промышленного предприятия ЛОРПа. Проект модернизации слипа выполнен Новосибирским институтом " Сибречпроект". С институтом нас связывает давнее, плодотворное сотрудничество, многие проекты и разработки которого, благодаря нашему гендиректору,нашли практическое применение на предприятиях Ленского бассейна. Евгений Леонидович был своего рода новатором. Мы первые в Якутске выполнили обшивку здания ЛОРПа по новой технологии. Памятник Ленским речникам и Набережная Ленских Капитанов тоже его идея. Чтобы подчеркнуть характер каждого капитана выбрали именно природные камни, вид которых никогда не повторяется. Очень правильно, что один мемориальный камень речники установили своему руководителю. Сейчас и памятник, и набережная являются жемчужным ожерельем и достопримечательностью п Жатай.
2006 год выдался для речников очень тяжелым, река Лена настолько обмелела, что завоз грузов в пункты назначения был под угрозой срыва. И в это ,тяжелое для нас, время началась миссионерская поездка на теплоходе "Петр Вахромеев" по реке Лена под руководством владыки Зосимы. Эта поездка была своеобразным крестным ходом. На всем пути следования теплохода пошли проливные дожди, вода в реке стала прибывать. Конечным пунктом был заполярный п Тикси. Миссионерская поездка во главе с Преосвященным владыкой Зосимой заканчивалась освящением храма, построенного речниками "Ленского пароходства". Инициатива строительства принадлежала якутской епархии. Владыко Зосима обратился за помощью в пароходство и получил самую горячую поддержку со стороны Евгения Леонидовича. Сруб храма был собран всего за 21 день в п Пеледуй. Сроки реализации проекта были предельно сжаты, проектные решения согласовывались по телефону, однако речники с поставленной задачей справились достойно. Для участия в Божественной литургии я вылетела в Тикси в тот день, когда прибыл владыка Зосима. Спасский храм стал самым северным в нашей стране, на 71-ой параллели, он приветливо распахнул двери перед прихожанами. По приезду в Якутск, я сказала Евгению Леонидовичу:" наверняка владыка Зосима помог нам своими молитвами". Он внимательно посмотрел на меня своими умными глазами и произнес: "может быть, может быть...." Как бы там ни было, но все принятые к перевозке грузы были доставлены в срок. В неформальной обстановке это был человек, который глубоко чувствовал окружающий мир, прекрасно знал историю государства Российского и в тоже время радовался, как ребенок, когда поймал на удочку маленького осетра. Уха в тот вечер была отменная. Перед моими глазами периодически стоит такая картина: 9-го мая во время поездки на природу, я увидела, как Евгений Леонидович стоял на Кангаласском мысе и задумчиво смотрел с высокого берега на нашу кормилицу могучую и непокорную Лену. Это была его последняя весна. О чем он думал? Наверняка о предстоящей навигации, а возможно о своих близких, детях, внуках, любимой жене, которой всегда до последнего вздоха дарил ее любимые цветы. Он никогда не думал о своем здоровье, практически не давал организму отдохнуть, приезжая из очередной командировки, садился в машину и ехал обязательно в Жатай. Сидит на заднем сидении и потихонечку напевает свой любимый гимн Ленских речников. Я сидела в машине, слушала его и думала: "сколько же у этого человека жизненной энергии!" Он спешил жить, спешил сделать, как можно больше для своего родного пароходства. Этот человек был ярким примером бескорыстия и самоотверженного служения любимому делу.
Нина Ивановна Языкова, почетный работник пароходства, бывший начальник ОКСа,
(работа в пароходстве с 1978 по 2011г.)
В 1985 г. Евгений Леонидович, будучи директором Жатайского завода, назначил меня на первую в моей жизни командную должность – начальник судокорпусного цеха. Тогда мне было 26 лет, и работал я мастером этого цеха. Спустя десять лет, в 1995г, будучи генеральным директором ОАО «ЛОРП», Евгений Леонидович назначил меня главным инженером пароходства. На этой должности я и проработал вместе с ним все годы, пока работал он.
Это было тяжелое время повальных неплатежей. Пароходство отрабатывало навигацию, но с нами не рассчитывались. В результате задолженность по зарплате достигала 4-5 месяцев. Никогда не забуду встречи с коллективом в Жатае, куда мы ездили всем руководством. Конечно, основная тяжесть этих встреч ложилась на плечи Евгения Леонидовича. Полный зал гудит как улей, люди стоят даже в проходах, обстановка накалена до предела. В выступлениях и выкриках сквозит раздражение и злость. Кажется, разнесут сейчас в клочья. Но вот начинает говорить генеральный директор: рассказывает о том, что делается для улучшения ситуации, где-то напомнит, как у нас все было хорошо до этого безобразия, где-то нарисует картину, как хорошо все будет впереди – надо только потерпеть, где-то пошутит, где-то слегка пожурит. И в результате – аплодисменты, народ повеселел, расходится с улыбками. Я не переставал удивляться этому умению говорить с людьми. Пароходство с честью пережило это трудное время, сохранив флот и кадры, в чем огромная заслуга Чистякова Е.Л.
Наряду с умением говорить с людьми Евгений Леонидович отличался умением слушать. Он не считал зазорным изменить свое решение, если его убедили в этом.
Есть еще одно качество Чистякова Е.Л., которое редко встречается сегодня вообще, а в руководителях высокого ранга – в частности. Наверное, это неизбежные издержки командных должностей – со временем его утрачивают, так как оно мешает командовать. Это качество – доброта, которая, как мне кажется, чаще всего встречается в сильных людях. Так вот это качество всегда было заметно у Евгения Леонидовича всегда, даже когда он сердился.
Напоследок хочу добавить следующее. Когда мне предложили должность директора Северо-Западного филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» и я уезжал в Санкт-Петербург, мне нелегко было покидать пароходство - все-таки 27 лет жизни. Возможно, я бы и не решился на этот шаг, если бы продолжал работать в пароходстве Чистяков Е.Л. Говорят, «свято место пусто не бывает». Позволю себе не согласиться с этим высказыванием.