ЛОРП
Воспоминания о Е.Л.Чистякове
В 2008 году я был назначен в ОАО ЛОРП первым заместителем генерального директора ОАО по антикризисным мерам. Первая встреча с генеральным директором Евгением Леонидовичем Чистяковым прошла сугубо официально, даже я бы сказал, сухо. Конечно, ждать радости от встречи с заместителем, которого не ты сам выбрал, а которого прислали «сверху», не стоило. Но надо было работать, вникать в новую отрасль, хотя и транспортную, но со своей спецификой, а опираться в работе первое время мне было не на кого. Сразу скажу, что впоследствии Евгений Леонидович мне раскрылся и как профессионал, и как патриот реки Лены и нашей Якутии, и как душевный, неравнодушный человек.
22 декабря 2008 года я приступил к своим новым обязанностям. Мне предстояло проанализировать работу ОАО ЛОРП и не только сделать выводы, но и наметить пути выхода из нараставшего кризиса. Весь флот, заявленный к работе в навигацию, был отремонтирован на предприятиях пароходства и своевременно сдан в эксплуатацию. Это более 200 судов транспортного флота, крановая механизация, работавшие на большинстве рек Ленского бассейна и в Арктическом регионе.
Из-за сложных гидрологических условий навигация началась позже обычных сроков. Это природа, тут ничего не поделаешь. Первостепенное значение отводилось отправлению грузов на малые и боковые реки, а работа флота в начальный период навигации была осложнена мелководьем на реке Амга. Только в первой декаде августа удалось вывести на магистраль суда, ставшие "заложниками" на Амге после завоза туда грузов.
Сложная ледовая обстановка была в западном секторе Арктики, на пути к рекам Оленек, Анабар и Хатанга, где судам приходилось работать только под проводкой ледоколов. Постепенно я вникал в курс дела. Где-то через неделю генеральный директор пригласил меня к себе и мы с ним откровенно, по душам поговорили. Конечно, мне было интересно общаться с Евгением Леонидовичем - его советы и выводы были нужны, «как воздух» - ведь у него был огромный опыт работы на речном флоте.
В навигацию 2008 года навигационные условия на верхней и средней Лене были благоприятными, что всеми отмечалось, как нетипичное явление. В районы Крайнего Севера были доставлены все грузы. С особой гордостью Евгений Леонидович всегда подчёркивал: «Мы выполнили все свои обязательства перед клиентами по доставке грузов, особенно на Крайний Север».
Республика по отношению к ЛОРП, как главному водному перевозчику, должна проводить политику здорового протекционизма – говорил он на всех встречах и при первом же удобном случае. Так, завезенные Севморпутем в ту навигацию нефтепродукты на 36% обошлось дороже, чем рекой. Деньги заработали предприятия, расположенные не в Якутии.
Наряду с решением проблемы обновления флота в числе первых стоял и кадровый вопрос. Нужна смена, но молодежь на флот идет неохотно. Заработная плата у речников была ниже, чем скажем, в авиации. Серьезную конкуренцию составляли появляющиеся в Республике предприятия нефтегазового комплекса.
В общем, проблемы в речной отрасли очень сильно напоминали таковые в авиации, где я проработал длительное время, хотя специфика присутствовала. Работы было много, мы двигались в правильном направлении и отношения с генеральным директором нормализовались, он внимательно прислушивался к нашим советам.
Учитывая стратегическое значение пароходства, был поставлен вопрос о необходимости иметь 25,5% акций РФ в распоряжении Республики. Могу сказать, что позднее с помощью Е.А.Борисова мы этого добились, акции государства не были выставлены на продажу, а безвозмездно были переданы РС(Я).
По итогам навигации нами был поставлен перед Госкомцен – РЭК РС(Я) вопрос о порядке предоставления субсидий для возмещения дополнительных расходов, не включенных в тарифы, связанных с повышением цен на нефтепродукты. Надо сказать, что в правительстве Республики к Евгению Леонидовичу относились с большим уважением, поэтому часть наших вопросов под его нажимом решалась.
Тяжёлые 90-е не лучшим образом отразились на пароходстве – часть специалистов ушла по возрасту, часть из-за финансовых трудностей, по семейным обстоятельствам. Диспетчерский аппарат и «технари» сохранили свой костяк, а вот экономические службы были ослаблены.
Всё чаще в определенных кругах поднимался вопрос о необходимости банкротства предприятия. Евгений Леонидович об этом даже слышать не хотел. Надо было заниматься оптимизацией штатов и структуры, укреплением кадров. Нам нужны были тарифы, которые помогли бы заработать средства, позволяющие развиваться, строить столько, сколько необходимо. Забегая вперёд, могу сказать, что этого удалось добиться только через шесть лет.
Очень ценным, я бы сказал, редким сегодня качеством у Евгения Леонидовича было уважение к флотским традициям. Пройдя школу Якутского речного училища, все ступени речных должностей, включая самую почётную – капитан, он знал и любил реку, корабли, коллег по работе и особенно плавсостав. Любил форму и требовал её ношения от плавсостава и подчиненных. Особое отношение у него, естественно, было к Жатаю, где прошло его становление. Невзирая на нехватку денег, ресурсов, по его инициативе к 300-летию российского флота на городской дамбе была сооружена стела. В 1999 году по инициативе Евгения Леонидовича зародилась традиция ежегодной встречи работников речных предприятий города, совместного возложения цветов к её подножью в канун Дня работников морского и речного флота. До сих пор мы свято эту традицию соблюдаем и, надо сказать, что и портовики, и педагоги, и путейцы и судовладельцы с удовольствием приезжают сюда, приветствуют друг друга – ведь может так получиться, что в течение года они так и не увидят друг друга.
В 2005 году в сентябре в Жатае был открыт памятник Ленским речникам, а 3 июля 2009 года мы открыли памятники капитанам А.И.Маркову, Н.Н.Слабожанину и А.К.Бабичеву. Помню слова Чистякова: «Я верю, что эта аллея будет пополняться новыми замечательными достойными людьми, принёсшими славу нашему Ленскому пароходству!»
Мы и эту традицию поддерживаем – ежегодно в День речника мы открываем памятный камень. Среди них есть памятная табличка, посвященная основателю этой Аллеи, Евгению Леонидовичу Чистякову, организован волейбольный турнир его имени. Мы не могли не воздать ему память, и новому танкеру, который заложили по инициативе и в присутствии Евгения Леонидовича, мы присвоили название «Евгений Чистяков».
Огромным плюсом и одновременно «недостатком» Чистякова было то, что он все неизбежные производственные проблемы, различные неудачи, неприятности пропускал через себя, очень сильно переживал, хотя никогда не подавал вида. Конечно, такие нагрузки ни одна нервная система выдержать не может. Изменения начались на моих глазах – Евгений Леонидович как-то постарел и начал терять силы, быстро уставал. В начале февраля 2010 года генеральный директор, в течение 15 лет возглавлявший ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", распрощался с родной Якутией и коллективом, с 8 февраля я стал временно исполнять должность генерального директора.
В своем обращении к работникам коллектива речников Е.Л.Чистяков сказал: «Pабота всегда составляла основную часть моей жизни, однако наступает момент, когда трудовая биография передает эстафетную палочку так называемому заслуженному отдыху. Наступил такой момент и в моей жизни. Расставаясь, благодарю всех за многолетний совместный труд. Уверен, что и впредь пароходство будет достойно выполнять свои задачи".
Сегодня оценить достойно вклад Евгения Леонидовича очень трудно – это слишком близкая история, а большое, как известно, видится на расстоянии. В 1994 году Правительство Республики Саха (Якутия) предложило Е.Л.Чистякову возглавить коллектив акционерной судоходной компании «Ленское объединенное речное пароходство». Огромный плюс в том, что ему удалось сохранить брэнд и ядро ЛОРПа. Верхнеленские предприятия, «отколовшиеся» от единого предприятия, почти все обанкротились. Житейская мудрость подсказала ему, что вместе выживать легче. Так и получилось, хотя по его рассказам, больших трудов ему стоило убедить и Пеледуй, и Жатай остаться именно в ЛОРПе, с прежним названием, к которому и клиентура, и население привыкли. За прошедшие годы, «лихие девяностые», ставшие серьезным испытанием на прочность руководителя и всего коллектива большого транспортного предприятия, укрепились его взаимоотношения с основными партнерами и грузовладельцами, расширилась география грузоперевозок, увеличились их объемы. Евгению Леонидовичу удалось сохранить преемственность, в сложных экономических отношениях, в условиях финансового кризиса продолжая удерживать Ленское объединенное речное пароходство в ряду ведущих производственных предприятий республики. Показатель работы речников - ежегодное выполнение государственного задания по завозу жизненно важных грузов в республику, ее арктические районы и граничащие с ней территории. Евгений Леонидович Чистяков был талантливым руководителем, видным общественным и политическим деятелем Республики Саха (Якутия). Благодаря незаурядным деловым качествам, он уверенным курсом вел пароходство в экономически нестабильные 90-е годы, сумел сохранить целостность и работоспособность предприятия.
В воспоминаниях коллег, да и в моей памяти он остался внимательным, человечным и мудрым руководителем, сочетавшим в себе твердость в принятии решений, настойчивость в достижении целей и умение работать на перспективу. Сейчас руководителей такого типа в нашем бизнесе практически нет.
Видимо, здоровье Евгения Леонидовича и силы убывали, лечение в московских клиниках мало помогало. Он держался, не показывал виду, особенно в свой последний приезд в Якутск. Обошел все отделы, со всеми поговорил, мне, уже как будущему генеральному директору, дал свои напутствия и уехал в Москву, где ему предстояла операция.
10 марта 2010 года, около 7 утра московского времени, в одной из клиник Москвы после тяжелой болезни он скончался. Для нас это было неожиданностью – мы были уверены, что всё ещё обойдётся.
Сразу после смерти Е.Л. Чистякова, по инициативе ОАО «ЛОРП» и при поддержке Правительства РС(Я) были установлены мемориальная доска на фасаде здания по проспекту Ленина, 6/1 и памятный камень на Аллее капитанов в Жатае. Имя прославленного доблестным трудом земляка присвоено Майской средней образовательной школе и улице в селе Покровка Амгинского улуса. Стоит отметить, что все мероприятия были горячо поддержаны людьми, которые знали и уважали Евгения Леонидовича – земляками, коллегами, друзьями и единомышленниками.
2 октября в Москве состоялось торжественное открытие памятного надгробия Евгению Леонидовичу Чистякову, бывшему генеральному директору ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».
На Черневском кладбище собрались представители якутской диаспоры в Москве. Почтить его память из Якутска приехали представители Ленского объединенного речного пароходства, собрались земляки, кто хорошо знал Евгения Леонидовича, родные и близкие: супруга Любовь Константиновна, дочь Ирина, внучка Даша, старший брат Станислав Евгеньевич с супругой.
Евгений Леонидович запомнился всем бесконечно преданным своему делу руководителем с душою капитана, порядочным человеком, любящим мужем и отцом, заботливым дедушкой.
Прошло уже пять лет с того момента, как не стало Е.Л.Чистякова. Я всегда вспоминаю его, мысленно спрашиваю у него совета. Теперь я уже сам речник, практически все трудности и проблемы, через которые проходил Евгений Леонидович, и мне довелось преодолевать. По-особенному вспоминаются его слова: «Лёгких навигаций не бывает». Да, это так. Но мы, несмотря на трудности и кризисы, через которые проходит пароходство, не роняем своего статуса. В 2011 году мы вышли из предбанкротного состояния, получив двухмиллиардный кредит, мы подняли зарплату нашим работникам, мы добились самостоятельного формирования тарифов на Средней Лене, сохраняем объёмы перевозок на уровне около полутора миллионов тонн, мы приобретаем флот, как с перегона, так и у наших партнёров, мы возвратились к местам исторического присутствия ЛОРПа – в Бубновку, у нас есть свой причал в Нижнем Бестяхе, завершена реконструкция слипа в Жатае, мы открыли морской тренажерный центр в Жатае – работа проделана, скажу честно, большая. Нам не стыдно перед нашими предшественниками.
Кто знает, может быть, мы осуществим и золотую мечту Евгения Леонидовича – вернём на Лену единое мощное речное пароходство с тем названием, которое он оставил нам в наследство – ЛОРП!
Сергей ЛАРИОНОВ,
Генеральный директор ОАО ЛОРП.
Страницы: 1 [ 2 ]